Разговор с шеф-редактором: почему текст не должен быть идеальным?
Сегодня телевидение изобилует различными форматами телешоу. От комедийных до драматических программ, реалити и экспериментальных форматов в виде “интервью с умершими историческими личностями”. Телевизионщикам приходится выкручиваться, чтобы составить достойную конкуренцию стремительно развивающемуся интернет-контенту. Именно поэтому сегодня каждый продакшн, каждый канал нуждается в новых необычных идеях и сценариях. Как придумать и написать телевизионное шоу? — об этом расскажет сценарист, шеф-редактор, автор документальных фильмов, контент-продюсер Тамара Иванова. Работая в крупнейшем холдинге “Красный квадрат”, она участвовала в таких проектах “Первого канала”, как “Контрольная закупка”, “Вокруг смеха”, “Наука”. Она произвела десятки имиджевых роликов для мировых брендов, и сегодня ее называют одним из самых востребованных шеф-редакторов в России.
Тамара, у вас серьёзный опыт работы на телевидении в качестве сценариста и редактора. Вы работали над сценариями таких крупных проектов, как “Орёл и решка. Новый год 2019”, “Контрольная закупка”, были автором спецпроектов, произведенных для мировых компаний Unilever, Hyundai и Toyota на телеканала РБК. Разрабатывали сценарии роликов для Givenchy и Альфа-банка. И все это — совершенно разные форматы и темы. Поделитесь секретом: есть ли универсальный инструмент для написания успешного сценария?
Т. Иванова: Универсального инструмента, к сожалению, нет. Любой успех начинается с идеи. Если идея изначально крутая, интересная, то она тебя вдохновляет. Ты как композитор находишь ту самую “тему”, она тобой овладевает и дальше происходит волшебство — сценарий начинает “писаться”. Это сложно представить, но когда погружаешься в него, именно так и происходит.
А как вообще рождается идея?
Т. Иванова: Это долгий и мучительный путь лично для меня. Прежде чем начать писать собственную историю, я изучаю тему, просматриваю похожие проекты. Это расширяет кругозор, я вижу, что уже сделано, а чего еще нет в так называемой “телевизионной природе”. Помните, что руководители каналов и продакшенов хотят увидеть что-то новое и необычное. Кроме того, надо изучить конъюнктуру рынка, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею. Раньше я могла месяцами вынашивать различные варианты. Сейчас очень помогает простой способ — беру блокнот и записываю сотню идей. Просто набрасываю все, что приходит в голову. На этом этапе главной задачей является собрать как можно больше вариантов, пусть даже многие из них вам будут казаться абсурдными. Затем через пару дней перечитываю список и вычеркиваю самые слабые идеи. Жду ещё день, второй, и оставляю в списке только стоящие мысли. Затем прорабатываю каждую из них, что-то добавляю, представляю в голове, как это будет выглядеть, какие будут характеры у героев, ведущих. И в этом процессе как раз и рождается самая крутая, самая “вкусная” идея. У меня это происходит именно так, и я знаю, что многие сценаристы пользуются такой методикой. 4
Хорошо, идея есть. С чего вы начинаете написание сценария?
Т. Иванова: На самом деле, начать писать — это самое сложное. Я пытаюсь прочувствовать идею, сформулировать для себя то, о чём хочу сказать. Тут сценаристу нужно понять, что в этой теме может взволновать его, и то, что может тронуть зрителя. Тут важно работать, так сказать, “на двух берегах”. Любой сценарист — это и писатель, и читатель. Очень важно придумать сразу же название. Оно может потом ещё сто раз поменяться, но в самом начале рабочее название является концентрацией смысла. Следующий шаг — необходимо описать главный смысл проекта одним, двумя предложениями. Это называется лонглайн. Он должен содержать описание героев и основной конфликт. Тут важно продемонстрировать оригинальность сюжета. Вот, например, логлайн, который вы легко узнаете: “Маленькая девочка живет в лесу и дружит с большим Медведем. Он терпит ее проказы, а она делает его жизнь веселее”. Вот с этого начинается известный на весь мир мультфильм “Маша и Медведь”. Из пары предложений разворачивается анимационный сериал, покоривший миллионы телезрителей нашей планеты.
Это похоже на рождение ребёнка. Сначала “эмбрион”, затем “плод” и вот он, условно, “человек”.
Т. Иванова: Совершенно верно. Всё в природе развивается по такому принципу. Развитие событий в сценарии должно быть логичным и последовательным, если, конечно, вы не приверженец театра абсурда. Хотя и там есть свои законы. Но про сценарий говорить еще рано. Следующий этап — это синопсис. С ним можно «продать» сценарий продюсерам. Это своего рода квинтэссенция вашего сценария. В нём должны быть коротко изложены завязка, основные сюжетные линии, кульминация и развязка. Но тут есть важный момент — не надо раскрывать все детали, вынимать все козыри проекта. Синопсис должен заставить продюсера захотеть увидеть этот проект в эфире. Должна быть интрига. Часто бывает, что даже самая крутая идея умирает в своем зачатке из-за плохо прописанного синопсиса.
Хорошо, синопсис написали, продюсер в восторге. И всё, можно приступать к сценарию?
Т. Иванова: Не совсем. Нужно показать, что это “продаваемая” история. Поэтому скорее всего продюсер попросит вас написать сценарную заявку. Она содержит: название, логлайн, описание целевой аудитории. Здесь же в произвольной форме излагается главная идея сценария. И на основании этой сценарной заявки можно уже общаться с инвесторами, то есть привлекать финансирование в проект. Это важный момент в современной реальности. Ну а дальше — пишем сценарий.
Как написать идеальный сценарий международного уровня? Вы, наверняка, это знаете. Вы были автором спецпроектов, произведенных совместно с такими мировыми гигантами как Unilever, Hyundai и Toyota для телеканала РБК: “Что сегодня на ужин?”, “Персона”, “Встречное мнение”. На вашем счету имиджевые ролики для Givenchy и Альфа-банка.
Т. Иванова: Идеальных сценариев, как и людей, не бывает. В этом вся прелесть. Сценарий должен быть органичным, актуальным, максимально информативным. Автор должен в первую очередь позаботиться об уникальности истории. Но при всем разнообразии сюжетов, жанров, форматов, они подчиняются единым законам и правилам. Любой сюжет – это дорога. И у неё есть свои обязательные этапы, которые должен пройти сценарист, а вместе с ним и зрители. Если говорить очень коротко, то вот три основных этапа — завязка, где зарождается интрига, кульминация — максимальное обострение конфликта, и развязка — решение проблемы. К этому добавлю ещё финал. Это смысловая точка программы или фильма, я называю это “бантиком”. То есть очень важно закончить любое произведение на такой ноте, чтобы у зрителя осталось послевкусие. Это может быть красивая фраза, или музыка, или застывший содержательный кадр. Но точка должна быть всегда. И когда все эти части органичны, когда у сценария есть свой смысловой ритм, тогда начинается магия — история превращается в жизнь, которую зритель видит на экране. И неважно, что он смотрит — фильм, телешоу, мультфильм или минутный рекламный ролик. Это как приготовить блюдо по правильному рецепту – тогда оно приносит удовольствие и лучше усваивается.
Спасибо за интервью.